СОПРОТИВЛЕНИЕ ТРЕНИЯ ПЛОСКОЙ ПЛАСТИНКИ
Пограничный слой плоской пластинки. Развитие форм самолета можно символически изобразить в виде поворота плоской пластинки на 90°.
Действительно, изложение основ сопротивления самолета в старых учебниках обычно приходилось начинать с рассмотрения сопротивления плоской пластинки, расположенной перпендикулярно набегающему на нее потоку. Затем, прежде чем излагать вопрос о подъемной силе и сопротивлении крыла, рассматривалась пластинка, поставленная под углом к потоку. В настоящее время, поскольку основным сопротивлением современного самолета является сопротивление трения, рационально перед рассмотрением сопротивления крыла также провести анализ сопротивления плоской пластинки, но только повернутой на 90°, т. е. лежащей в плоскости обтекающего ее потока.
Естественно, что при таком положении Плгстинки ее лсбовое сопротивление вызывается целиком сопротивлением трения:
х=хг
Поверхность трения плоской пластинки, находящейся в потоке, равна удвоенной площади пластинки F =2S. Коэфициент трения плоской пластинки cf мы будем относить не к единице площади, а к единице поверхности, в отличие отcXf крыла, у которого коэфициент сопротивления трения будет относиться не к поверхности, а. как это обычно принято, к площади крыла S.
Широкие теоретические и экспериментальные исследования пограничного слоя, основоположником которых является Прандтль [6, 7], дали к настоящему времени достаточный материал, на основании которого можно при помощи чисто инженерных подсчетов или готовых таблиц и графиков определять сопротивление трения плоской пластинки и переходить далее к сопротивлению крыла, оперения, фюзеляжа и моторных гондол.
При набегании потока на пластинку образуется ламинарный пограничный слой. Его толщина по мере удаления от ребра атаки пластинки все время увеличивается. Связь между скоростью потока V (в данном случае V см. фиг. 1), расстоя
нием х от ребра атаки и толщиной пограничного слоя в определяется по теории пограничного слоя уравнением:
Мы видим, что толщина ламинарного пограничного слоя прямо пропорциональна корню квадратному от его длины и обратно пролерциональна корню квадратному от скорости обтекания пластинки.
Преобразовывая в формуле (1) подкоренное выражение, получаем:
|
т. е. для заданного расстояния х толщина 8 обратно пропорцио-
r, X-
нальна корню из /<<?=—■—.
Напряжение трения (сила трения на единицу поверхности) при ламинарном пограничном слое равно
(3)
VI3 этого выражения следует, что напряжение трения неодинаково по всей поверхности пластинки. По мере удаления от ребра атаки оно надает обратно пропорционально корню квадратному от расстояния х.
Коэфициент трения сг при ламинарном пограничном слое получается в результате интегрирования по длине пластинки Ь:
с (4)
V — y Re ■ V ‘
Re в формуле (4) подсчитывается по длине пластинки.
Таким образом оказывается, что при увеличении Re коэфициент сопротивления трения не остается постоянным, а заметно і: а дает. Если в обычное выражение Х( подставить си в раскрытом виде, заменив площадь пластинки S, имеющей размах I и глубину (по потоку) Ь, на Ы, то мы получим:
ХГл = — prscf,~ 0,6641 у up bV1’5.
Следовательно, сопротивление трения пропорционально не
і
V[3], а I/1′[4] и не площади пластинки, a lb[5].
Для турбулентного пограничного слоя, считая, что профиль, скорости в пограничном слое определяется соотношением и—
— V ("й )[6] . Прандтль получил следующие выражения для толщины пограничного слоя, напряжения трения и козфициента трения плоской пластинки:
5Т = 0,37 х = 0,37 ( у’у х 6 , (6>
V Re
т_ і
Тт = 0,023Р (7)
0,074
5____
VRe
Мы видим-, что толщина турбулентного пограничного слоя
1 4
* растет пропорционально не х2 , а хъ, т. е. значительно быстрее толщины ламинарного слоя. Увеличение скорости относительно мало влияет на толщину слоя, так как V входит в выражение под корнем пятой степени. cf не остается постоянным при увеличении Re, но падает более замедленно, чем еул. Выражение для сопротивления трения пластинки площади lb принимает вид:
ХГт = р —с,, lb = 0,074 І V’’[7] 60,8 Zv°’2. * (9)
Следовательно, в данном случае опять-гаки сопротивление пропорционально не Vі, а У1’6 и не 5, а /А0’8.
В некоторых случаях для облегчения математических преобразований удобно применить стеленную формулу Хановича, дающую при Re в пределе 2-Ю[8]— 10 • 10е отличное совпадение с формулой (10): |
![]() |
![]() |
![]() |
Сравнивая cft Я сл, мы видим, что
Правильность формул i(4) и (10) подтверждалась многочисленными экспериментами; результаты одного из них, дроведенного на очень большом диапазоне чисел Рейнольдса [16], показаны на фиг. 14.
Фиг. 14. Зависимость Cf плоской пластинки от Re. Кривые получены по расчету; точки — экспериментальные данные. |
Точка перехода ламинарного пограничного слоя в турбулентный. При обтекании плоской пластинки, как было уже указано выше, ламинарный пограничный слой не может сохраняться до больших значений Re. Если мы, продувая пластинку, будем повышать скорость, тс. при какой-то скорости V, на конце пластинки ламинарный пограничный слой станет турбулентным; обозначая длину ламинарного участка через tu получим:
Re,=
Для плоской пластинки условия, вызывающие переход ламинарного слоя в турбулентный, могут характеризоваться только числом Рейнольдса Re,. Поэтому Re, должно оставаться постоянным, и, следовательно, при дальнейшем повышении скорости до величины V„ точка перехода передвинется ближе к ребру атаки пластинки и t, окажется меньше t, (фиг. 15).
Так как Re — -^, a Re, = ~, то, знак Ret и Re, можно из
t Re*
отношения = определить, какой участок пластинки занят ламинарным пограничным слоем.
Для гладкой плоской пластинки значение Ret зависит только от характера потока, обтекающего пластинку. Чем турбулентность потока в трубе больше, тем меньше Re„ и наоборот. Драйден при є = 0,5% получил Re, = 1,1 • 10а, а при є = 3% Re, понизилось до 1 . 10=. Английские опыты также показывают
обратную зависимость между Re, плоской пластинки и е®/о. На фиг. 16 эта зависимость дана по опытам в трубе Бюро стандартов (Драйден [8]) и по английским опытам [9, 76]. Мы видим, что при очень малом в величина Не, оказалась равной 2,35 • 10°, т. е. значительно превзошла полученную Драйденом.
бом, который будет разобран, ниже, мы все же получим для опыта М. Джонса Ret^2.10в.
В итоге следует считать, что при условии отсутствия турбулентности потока и наличии гладкой поверхности Ret может достигать значения 2 — 10е и даже несколько превосходить эту величину.
С момента образования турбулентного пограничного слоя у задней части пластинки ее коэфициент трения, который мы будем называть переходным (с/п), будет вначале при увеличении Re, ввиду передвижения точки перехода впе
ред, увеличиваться, а затем уменьшаться, но медленнее, чем cfT. При этом каждому Ret будет соответствовать своя кривая зависимости cfn=f(Re).
Даже при очень больших Re всегда будет какой-то очень малый участок у ребра атаки пластинки с ламинарным пограничным слоем, однако его вли
настолько малым, что им можно пренебречь и для любых Ret считать cft~cfr (фиг. 18).
Сопротивление трения при смешанной структуре пограничного слоя. Наибольший практический интерес представляет определение не си и сп, а с{л, так как для гладких поверхностей смешанный пограничный слой является типичным.
Для того чтобы, пользуясь написанными выше формулами, дающими значения cfl и сЛ, выразить cJa при заданном Re, или, что то же самое, при заданных скорости и положении точки перехода, необходимо знать соотношение в точке перехода между "олщинами ламинарного и турбулентного пограничных слоев.
Следует заметить, что, выражаясь точно, нельзя говорить о точке перехода, так как ламинарный пограничный слой превращается в турбулентный не мгновенно, а на протяжении некоторого переходного участка. Однако в условиях бестурбу — лентной атмосферы переходная область очень незначительна и в большинстве случаев простирается только на 3—5% хорды крыла. При экспериментах же в аэродинамических трубах зона перехода нередко достигала 15 и более процентов хорды. Специальные расчеты показали, что вполне допустимо с точки зрения определения cfa при переходе, начавшемся в точке а и закончившемся в точке Ь (фиг. 19), считать, что переход произошел мгновенно в точке с, причем толщина пограничного слоя вместо cd сразу стала равна cdі. Точка с берется на середине отрезка аЪ.
Надежных данных по экспериментальному определению соотношения ST и 2, в точке перехода нет. Существует несколько гипотез, базирующихся на различных предположениях.
Согласно гипотезе Прандтля, толщина турбулентного пограничного слоя в точке перехода такова, какова она была бы. если бы ламинарного участка не было и турбулентный пограничный слой развивался от передней кромки пластинки (фиг. 20). В этом
случае ~ =0,0635
°л
При Re, = 1 • 10” это отношение приблизительно равно 4, а при Re, = 10 • 10е—приблизительно 8. Гипотеза Прандтля не имеет физического обоснования за исключением того, что при ней в точке перехода разрыв в изменении напряжения трения по длине пластинки будет наименьшим.
Действительно, как будет показано ниже, по этой гипотезе толщина турбулентного пограничного слоя в точке перехода
больше, чем по другим гипотезам, а как видно из формулы (7), чем больше 8, тем меньше напряжение трения V
Вместе с тем пользование гипотезой Прандтля очень удобно при подсчете значений cfn.
Если глубина. пластинки равна Ъ и точка перехода лежит на расстоянии t от передней, кромки (фиг. 20), то, естественно, но гипотезе Прандтля, сопротивление трения плоской пластинки со смешанным пограничным слоем будет равно ее сопротивлению при полностью турбулентном слое, уменьшенному на величину Д cfa, характеризующую выигрыш в сопротивлении, вызванный темі, что на участке аЬ пограничный слой не турбулентен, а лами — парен.
Для участка ао коэфициенты трения равны: cfT — -—и
с! Л = 1,328 Re,~°-5. Следовательно, выигрыш в сопротивлении, отнесенный ко всей длине пластинки, будет равен:
Acfa = 1 f —45~8 — 1,328 Ret~^] fa 6 Log к^)2-8 J
Так как Ret = -—uRe — то мы можем заменить отношение ~
Re,
![]() |
![]() |
![]() |
|
равным ему отношением ; тогда
В таком развернутом: виде формула (12) для cfa мало известна. Широко распространена формула
0,455 1700
Cfa~ (IgRe)2’58- Re’
Формула для с[п была предложена Прандтлем прежде ® виде:
cfa^ 0,074 Re s—~. (13’)
![]() |
![]() |
![]() |
Она вытекала из формулы, аналогичной формуле (12), но с другим выражением для cft, а именно:
при подстановке Re„ равного 485 000 и характерного для аэродинамической трубы Геттингенской лаборатории, в которой Прандтль производил исследования пограничного слоя.
вычитаемое -гг — не было исправлено и в обращении широко при-
меняется формула (13). При подстановке же Ret = 485 000 в формулу (12) она примет вид:
При замене выражения ct’* выражение |
0,455 (lgtfe)2’58 |
![]() |
_ 0,455 1600
Cra~(lgRe)2’5S~ Re’
Правда, расхождение. между формулами (13) и (15) невелико.
![]() |
Значительно более сложны выражения для сГл при других гипотезах.
Поскольку различие между (всеми гипотезами заключается в определении 6т в точке перехода, сам же подсчет cfa однотипен, остановимся раньше на определении 8Т.
Допустим, мы знаем отношение-7і в точке перехода. Тогда
оказывается возможным определить расстояние х0 от передней кромки до той точки, в которой должен был бы начать развиваться турбулентный пограничный слой, ,для того чтобы » точке
перехода было соблюдено заданное соотношение-у (фиг. 21).Д, ля
3,-0.221 ((-*„) [ІЦЙІХр»5. 0,221 |
— 0,0315 [ ■] =1328 Re-** + |
Подставив из формулы (16) выражение для х0, получаем: ** = 1.328 Я*-°’5(-£-)°’Ч 4-0,0315 Re^li5[ і -1 +* (i-)0-585^146]0’855 -0,0315 #<Г°’145[ k (|)°’5V-15]( |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
![]() |
|
![]() |
|
|
|
|
|
![]() |
|
|
Перейдем к гипотезе Кармана.
Поскольку градиент давления при обтекании плоской пластинки равен нулю, мы можем, пользуясь теоремой количества движения, написать следующее выражение для сопротивления трения пластинки длиной (по потоку) Ь и шириной 1:
Xr—zdx=vu(V — u)dy. (21)
![]() |
В этом выражении и = f (у) должно браться для сечения,, проходящего через точку с (фиг. 22), т. е. через конец пластинки.
Карман предложил считать Неразрывным изменение сопротивления трения по длине пластинки. При этом, написав выражение Xf для длины t і
t «
xr— J Tdx = j P (uV — u2)dy,
0
мы должны получить одинаковые %f, интегрируя Р (uV — и2) dy по сечению, проходящему через точку Ь (фиг. 22) для ламинарного пограничного слоя толщиной bd и для турбулентного толщиной be. Выражение Хг мы можем переписать так:
8 г ®
Xf=9(uV-ii>-)dy = ?vA±l(uV-u’)dy =
= pV/2o**=p-y-Cfb, |
![]() |
![]() |
л L п
где
и
3** = Jy j (uV-u^dy-
8** имеет линейную размерность и носит название толщины потери импульса.
Как видно из формулы (22), 8** и cf находятся в простейшей зависимости:
о*» = — І — сГЬ,
![]() |
![]() |
![]() |
где b — длина пластинки, для которой определяются 8** и с
Из данного определения 8** вытекает, что, согласно гипотезе Кармана, в точке перехода от** =г о,*®, так как только при этом условии (в этой точке X ft = ХГл. Поэтому гипотеза Кармана носит название гипотезы равенства толщины потери импульса. Равенство 3 **=В.** удовлетворяется в случае наличия соотношения *
= 1,65, при котором в свою очередь k = 83 [11].
На фиг. 23 даны ламинарный и турбулентный профили скоростей в мгновенной точке перехода. Очевидно, что расходы воздуха через сечение be будут одинаковы для А и В тогда, когда окажутся равными заштрихованные на фиг. 23 площади, характеризуемые толщиной вытеснения, обычно обозначаемой через о*:
о /
‘а* = {V-u)dy. (24)
О
Четвертой гипотезой является гипотеза равенств расходов, согласно которой в точке перехода должны быть равны толщины вытеснения ламинарного и турбулентного профилей скоростей. Равенство 8Т* = с* может быть удовлетворено лишь при отноше-
нии -”т-= 3,54. При таком соотношении между от и ол в точке пере-
°Л
хода 02. Нарастание толщины пограничного слоя по раз
личным гипотезам показано схематически на фиг. 21.
На фиг. 24 приведены результаты опытов Г. Лайон, получившей на основании расчетов и экспериментов изменения 8** и 8* у. тела вращения. По оси абсцисс отложены доли длины тела,
по оси ординат — произведения 5*® и В* на г = ^ , где г — текущий радиус, a D — диаметр тела вращения.
Переход ламинарного пограничного слоя в турбулентный сопровождается резКИМ изменением В течении КРИВОЙ 2j*=/^-£- ‘.
при этом расхождение между расчетной кривой и теоретической становится весьма заметным. Изменение течения кривой z8*® =
= / ^ ^ незначительно и теоретическая кривая почти все время
совпадает с кривой, проведенной через опытные точки. Приведенные экспериментальные данные говорят в пользу гипотезы Кармана.
Как было указано выше, гипотеза Прандтля не имеет физических обоснований. По величине сопротивления трения она сильнее отличается от гипотезы Кармана, чем гипотеза равенства толщины вытеснения, и поэтому тем более разойдется с результатами опытов, приведенных на фиг. 24.
|
|||||
|
|||||
|
|
|
|||
|
|
|
|||
|
|||||
|
|
||||
|
|||||
На фиг. 25 даны удвоенные коэфициенты трения плоской пластинки при различных положениях точки перехода и Re=8,2 • 10е. Величины 2cfa подсчитывались на основании всех перечисленных выше гипотез. Из Сопоставления течения кривых. вытекает, что в зависимости от принятой гипотезы развития пограничного слоя
Фиг. 26. Зависимость удвоенного коэфициента трениятпдоской пластинки 2cf от Re и положения точки перехода по гипотезе Прандтля. |
в точке перехода величина сопротивления трения существенно
изменяется. Так, например, при т — — 0,5 по гипотезе Кармана
2с, п =0,0039, а по гипотезе Прандтля 2с, П =0,0035, т. е. на 10,5% меньше.
Хотя мы считаем гипотезу Кармана более обоснованной, чем гипотезу Прандтля, однако, ввиду большой распространенности последней, приводим на фиг. 26 и в табл. 2 значения сг, подсчитанные по гипотезе Прандтля, а на фиг. 27 и ® табл. 3 значения cf, подсчитанные по гипотезе Кармана. На фиг. 26 и 27 по оси ординат отложены удвоенные коэфициенты трения плоской пластинки (2с,), а в таблицах приведены величины